Я всегда считал, что спорт – это удел рабов и вольноотпущенников. Конечно, я различаю социальную функцию спорта, спорт как таковой и физическую культуру, которую я также отличаю от физкультуры. Физически человек должен быть так же культурен, как и душевно, и духовно, он не должен быть совсем лишенным формы. Он не должен думать, что абсолютно безразлично, как он внешне выглядит, причесан он или не причесан, есть у него осанка и выправка или нет. Но все это должно быть естественно, все это должно быть оправданно жизнью. А спорт неестественен и жизнью не оправдан. Мало того, что спорт в наше время дитя простого бизнеса, он еще и внутренне пуст, вот так, как пишет об этом Марина Цветаева. Он действительно крадет силы и время и другие замечательные качества человека, крадет их у себя, крадет у каждого спортсмена и у каждого зрителя. Мне было интересно прочесть, что Марина Цветаева ставит зрителя ниже спортсмена, потому что он именно и есть потребитель бессмысленного действия, ни на что не направленного, ничем не наполненного. И это, конечно, мысль интересная. «Хлеба и зрелищ», — кричали рабы и вольноотпущенники. Спорт, конечно, имеет прямое отношение если не к хлебу, то к зрелищу. Это те зрелища, которые не требуют большого напряжения ни ума, ни сердца. Люди не думают о познании воли Божьей, они не думают об исполнении ее, не думают о преодолении настоящих жизненных препятствий. Они не знают качества жизни и поэтому опускаются все ниже и ниже. Неслучайно современный спорт бывает связан еще и с какой-то осатанелостью и жестокостью фанатов, зрителей, и специфической гордыней самих спортсменов, которые себя считают чуть ли не олимпийскими богами. Связь спорта с древними Олимпийскими играми, конечно, существует, но в древних Олимпийских играх было больше достоинства, хотя они были в чистом виде плодом языческого отношения к телу, языческого отношения к жизни. Пусть каждый человек знает, что увлекаясь спортом, занимаясь спортом, он ничего не принесет ни себе, ни другим. Он только украдет свое время, свои силы, и силы и время других людей.